Боевое детство
В конце пятидесятых годов город Ленинск-Кузнецкий, это захолустный грязный с деревянными тротуарами, а больше без них, рабочий шахтерский городишко. Особенно не приглядны были окраины, где в сырое время года улицы превращались в топи. Социально-культурная сфера была развито слабо. Пьянство и драки, были основным развлечением людей. Постоять за себя, это было той необходимостью, с которой взрослые и дети сталкивались постоянно.
Особенно агрессивна была детская среда, где утвердиться с помощью силы считалось высшим достоинством. Перед выходом из школы, можно было услышать такое предупреждение: “ты по этой улице не ходи, сегодня там будут драться на бритвах”. Под бритвами понимался школьный инструмент для заточки карандашей, в него вставлялась половинка лезвия для бритья. Это было достаточно опасное оружие. С такой точилкой ходил, практически, каждый пацан и вход они пускались часто. Мне такой точилкой располосовали пальто, а школьному товарищу Вите Силину щеку, шрам остался на всю жизнь.
Одной из окраин города, был четвертый участок, где я жил и где в темное время суток на улице лучше было не появляться. Нравы людей живших в этом районе были особенно круты.
Этот район делился на две боевые части. Одна часть представлялась улицей Клинцовская с прилегающими окрестностями, жителей называли “клинцовцы”, другая называлась “бараковской” (это, были двухэтажные дома барачного типа). Война между подростковой молодежью этих частей шла постоянно. Но, самое интересное было в том, как и где они воевали.
Между “клинцовской” и “бараковской” частями, как некий раздел, находился большой котлован, оставшийся после проведения горных работ по выемке угля. На бортах (краях) этого котлована лежали высокие горы вынутой породы. Вот в этом техническом амфитеатре и происходило все действо.
К сражению готовились заранее, готовили мечи, сабли, шпаги, щиты, поджиги, рогатки, придумывали отличительные знаки. Мечи, сабли, шпаги надраивали до блеска. Постоянно вели тренировочные бои на оружии. Весть о том, что будет битва, разлеталась быстро.
Перед сражением, можно было наблюдать такую картину. На одном склоне котлована было войско “клинцовцев” на другом “бараковцев”, на изгибе котлована, в виде небольшого мыска (с него хорошо было видно место сражения) сидели зрители с биноклями, в основном это были дети до десяти лет. Хотя иногда приходили взрослые. А, вот на въездной траншее (дороге ведущей в котлован) всегда стоял милицейский “воронок”.
Сражения проходили в вечернее время. В начале, стоя на своих склонах, противники начинали выкрикивать, друг на друга всякие оскорбления, греметь оружием, потом по команде командиров устремлялись вниз по крутым склонам, на дно котлована.
И вот здесь надо было видеть, словами трудно описать. Бои проходили жестоко, на выживание, в узком котловане особо некуда было бежать. Крики, вой, вопли, звон, блеск, искры все это сливалось воедино и представляло весьма захватывающее зрелище.
Но бой есть бой, кто-то начинал проигрывать и отступать. Отступающие карабкались назад по своему склону, помогая себе оружием, побеждавшие преследовали их. Здесь обычно у побежденных вступала в бой “артиллерия”. Это были человек десять, которые сидели в засаде, с рогатками и поджигами, они начинали обстреливать с флангов преследователей и сбивали их снова в котлован.
Затем в дело вступала милиция, она забирала в основном тех, кто плохо двигался, и увозила их.
Те, кто участвовал в таких сражениях, среди детей и подростков, пользовались искренним уважением. Были среди них и свои герои, имена и клички которых, всегда были на слуху.
Я не хочу из сказанного делать какие-то выводы, извлекать мораль, просто так было в нашем не очень далеком прошлом.
Комментариев нет:
Отправить комментарий